Дом Гильзе ван дер Пальса

Прекрасный усадебный дом Генриха ван Гильзе ван дер Пальса один из уникальных памятников эпохи модерн в городе. За пышным главным фасадом здания, выдержанном в модернизированных формах итальянского ренессанса с элементами барокко неожиданно скрывается хозяйственный двор, выполненный в виде сельской голландской фермы. Во двор ведет кирпичная с фахверковыми деревянными балками арка, окантованная полосой белого глазурованного кирпича. Хозяйственные постройки в стиле модерн, по голландской традиции сложены из красного кирпича.

Особенно восхищает изящная восьмигранная фахверковая башенка-голубятня, покрытая зеленой поливной черепицей (такие башенки в Голландии указывали, что хозяин фермы – дворянин и имеет право содержать собственных почтовых голубей).

Еще одна стена с аркой поменьше отделяет хозяйственный двор от садика перед восточным фасадом особняка, в который хозяева могли спускаться по закругленной кованой лестнице с застекленной веранды, каменное основание которой прорезано полукруглыми проемами, закрытыми изящной решеткой. На углах, опять же по голландской традиции, картуши с хозяйским гербом. Должно быть, такой двор напоминал хозяину усадьбы о родине, которую он покинул восемнадцатилетним юношей-сиротой.

Карьера голландца ван дер Пальса в Петербурге складывается успешно. Начав в 1874 г. служащим фирмы «Л. Нейшеллер», (принадлежавшей отчиму его друга и соученика по «Институту для юношества» в Капштадте (где они изучали коммерцию) Макса Отмара Нейшеллера, через десять лет он уже был партнером владельца фирмы. К началу XX в. ван дер Пальс коммерческий директор резиновой мануфактуры «Треугольник» и фабрики «Скороход», член совета Санкт-Петербургского учетного и ссудного банка, директор Первого Российского страхового общества и т.п.  

Он известен и своей активной благотворительной деятельностью –  был попечителем Училища для детей иностранных исповеданий, детских приютов, туберкулезных санаториев и т.п.  Ван дер Пальс входил в Совет директоров Императорского Русского музыкального общества,  финансово поддерживал «Русские сезоны» в Париже. В 1908 году он занимает пост почетного консула Нидерландов. 

С 1894 года ван дер Пальс был женат на дочери профессора Санкт-Петербургской консерватории Люси Иогансен. В их семье росли шестеро детей – три девочки и три мальчика. В 1901-1902 году брат его жены, архитектор Эрнест-Вильгельм Иогансен строит  дом на Английском проспекте, учитывая все удобства и интересы этой большой семьи. Здесь и большой зал, который мгновенно превращался в домашний театр и гимнастический зал, и даже медицинский изолятор, поскольку в семье болели туберкулезом. Прекрасные  интерьеры дома выполнены в стиле ренессанса, рококо и раннего модерна. В библиотеке сохранились живописные панно – самая ранняя работа Петрова-Водкина.

К счастью, с 1938 года здание занимает городской военкомат, сотрудники которого бережно сохраняют дом в первоначальном состоянии. Об истории особняка, его интерьерах можно подробно прочитать в новой книге Елены Жерихиной «Усадьбы устья реки Мойки» (СПб: Алаборг, 2011) (Рекомендую!).

Внутри я, увы,  не была, а во двор попасть можно.  Добавляйте фотографии!!!

Перейти к сайту http://www.etovidel.net