Место съемок фильма "Остров"

Красивейшие места на Белом море в любое время года. Видны Соловки. Хоть от декораций, созданных для съемок фильма, осталось немного, интересно и полезно увидеть нашу северную природу, "почувствовать" как живут люди вдали от больших городов и федеральных трасс. Лучше, чем на сайте http://strana.ru/journal/637712, об этом месте не рассказать:

В картине Павла Лунгина «Остров» два главных героя: Петр Мамонов и суровая, аскетичная северная природа. Рабочеостровск — место, где снимали фильм, — ворота в духовную обитель России, Соловецкий монастырь, и транзитная точка на пути в самый известный сталинский лагерь.

Место для съемок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было 4 экспедиции: съемочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на псковских озерах. Подходящей натуры всё не было. И совершенно случайно во время пятого выезда натура нашлась — это был маленький поселок Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации. Вокруг — море, в котором разбросаны разнокалиберные острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики. Из башни сделали колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство.
С башней, кстати, вышел конфуз. «Местные нам сказали, что это навигационная вышка. Но так как навигации уже почти не было, решили, что ничего страшного, если мы ее задействуем. Но когда она уже стала нашей колокольней, местные стражи порядка нас чуть не арестовали — вышка оказалась действующей. Но снять ее все-таки удалось», — рассказывает директор фильма Вадим Корюзлов.
Котельную отца Анатолия сделали в помещении старого таможенного поста. Построили еще несколько «келий» на территории Соловецкого подворья — и декорации были готовы. В картине действие происходит на острове, к которому добраться можно только по морю. Помните, «миряне» с материка плыли в больших лодках, которыми правили монахи? «Эти лодки я привез из Псковской области. Настоящие, очень тяжелые, раритет. Протекали постоянно — очень старые. Рабочим приходилось из них воду вычерпывать, чтобы ко дну не пошли», — рассказывает Вадим Корюзлов.

На самом деле, остров — это часть Рабочеостровска, которая соединена с материком перешейком, а посему считается полуостровом. Но были и сцены, снятые на настоящих островах. Например, сцена изгнания беса. Котельную снимали в два захода. Сначала в домике таможенной заставы. Но, в основном, съемки в «кочегарке» проводились в павильоне, выстроенном в ста метрах от туркомплекса «Причал», где останавливалась съемочная группа.

Келью отца Филарета, в которой по фильму случился пожар, тоже построили недалеко от берега. «Важно отметить одну деталь: даже павильонные съемки проходили на берегу Белого моря. Мы просто выстроили там павильоны. На том, чтобы мы всё снимали в одном месте, настоял Петр Мамонов: он приехал и «поселился» тут. И, чтобы съемки были органичными, мы решили не прерывать естественное течение «жизни на острове»», — открывает секреты кинопроизводства Вадим Корюзлов.

Снимать пришлось быстро — нельзя было допустить, чтобы Белое море сковал лёд. Уложились буквально в месяц — начали в октябре, закончили в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съемки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены были отсняты на Волге, под Дубной. «Снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река», — признается Вадим Корюзлов. Еще одну сцену — когда Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде — снимали на Рижском вокзале в Москве.

Съемочная команда оставила все декорации в Рабочеостровске. Сохранились и возведенные для фильма мостки, по которым герой Мамонова катил тачку с углем, и хозяйственные постройки, и церковь. Ее, кстати, вопреки слухам, освящать не стали. Так бы она и разрушалась под ледяными ветрами, если бы через некоторое время после окончания съемок там не поселился некий Виктор, который туристам представляется отцом Варсонофием. На самом деле Виктор не монах, а лицо без определенного места жительства или, как он сам себя называет, «отшельник». Несмотря на отсутствие прописки и священного сана, Виктора из бутафорской церкви выгонять не стали. А какой смысл? Церковь после отъезда киношников стала ветшать, а Виктор ее любовно поддерживает в порядке и охраняет. Кроме того, он с удовольствием устраивает экскурсии для туристов, показывает гроб, в котором по фильму хоронили отца Анатолия, импровизированный алтарь. Некоторым он даже рассказывает о собственном житье-бытие на Афоне. Отметим, что Виктор хоть и не требует, но призывает туристов оставлять пожертвования на поддержание «храма». Давать их или нет — личное дело каждого.

Рабочеостровск — это больше, чем просто место, где снимали «Остров». И больше, чем точка на пути туристов на Соловки. Поселок до 1933 года назывался Красный остров, а еще ранее Попов остров — по имени самого большого острова у побережья Белого моря. Поселение было основано в 1888 году, когда в Кеми открылся Лесопильный завод. Организовали его архангельские купцы. Место было выбрано не случайно — бухта у Попова острова очень удобна для захода судов, которые могут подплывать прямо к берегу. Поселение было соединено с Кемью узкоколейкой, по которой пускали вагонетки с лесом.

До прихода рабочих завода постоянного местного населения тут не было. Будущий Рабочеостровск был лишь транзитной точкой. На том самом месте, где сейчас стоит Соловецкое подворье, в течение нескольких столетий был приход Соловецкого монастыря, где останавливали монахи по пути на материк. Ведь путь по морю с Попова острова — самый быстрый способ добраться до Соловецких островов.

Предполагалось, что люди будут приезжать на Попов остров лишь на сезонные работы. Однако рабочие оставались, постепенно образовался посёлок на несколько тысяч человек. Самым страшным для них оказался 1923 год — на Соловках был устроен Лагерь особого назначения — крупнейший исправительно-трудовой лагерь 1920-х годов. И, поскольку Попов остров к Соловкам был ближе всего, он и был выбран в качестве транзитного пункта пересылки.

«Нам об этом времени мало что известно, старожилы говорить о тех страшных годах не любят. Однако они рассказывали, что в Кемь заключенных привозили на поезде, потом они шли в Рабочеостровск пешком, а это 12 километров. Приходили они всегда ночью, звук кандалов во тьме врезался в память старикам. Арестованных заводили в бараки, где им давали передохнуть до прихода баржи. А потом переправляли их на Соловки. И всё ночью, быстро, люди даже из окон боялись выглянуть», — рассказывает Нина Николаевна Иванова, начальник Управления культуры и спорта Кемского района.

С 30-х годов сохранилась лишь та самая вышка, которую для съемок переделали в колокольню. По словам Нины Ивановой, во времена функционирования Кемского пересылочно-распределительного пункта, это могла быть вышка смотрителя. Возможно, там стоял часовой, который следил за арестантами во время пересылки.

В 1936 году Рабочеостровск перестал быть пересылочным пунктом. Завод, на котором работало почти всё местное население, закрылся в начале 90-х годов. На данный момент в поселке живут чуть более 2-х тысяч человек.

По-прежнему Рабочеостровск остается одной из главных точек транзита на Соловецкие острова. Летом здесь много туристов, которые также приезжают посмотреть на уникальные отливы и приливы Белого моря. Они сменяют друг друга каждые шесть часов, и можно подгадать так, чтобы увидеть, как вода отступает на десятки метров, и местность становится еще более суровой и аскетичной, но не менее прекрасной.

Перейти к сайту http://www.etovidel.net